Эмулирующие гитарные эффекты

Эмулирующие эффекты эмулируют звучание гитары в определенной акустической среде. К ним относятся ревербератор (reverb) и эхо (echo). Эффект эхо также часто называют задержкой (delay).

Заполним звуком зал: эмулирующие эффекты

Класс эффектов, называемых эмулирующими (ambient effects), позволяет получить звучание, характерное для определенной акустической среды. В подавляющем большинстве случаев мы слушаем музыку не в чистом поле, а в каком то помещении или в концертном зале. Когда музыка записывается в среде с очень плохими акустическими характеристиками, музыканты и инженеры пытаются вернуть ей "живое" звучание с помощью электронных устройств, эмулирующих ту или иную акустическую среду. Практически во всех записанных композициях используются такие устройства, начиная от музыкальных компакт-дисков и заканчивая устной рекламой на радио. Иногда некоторые инженеры звукозаписи добавляют эмулирующие эффекты, как бы намекая, в каком помещении находится исполнитель или диктор. Но как бы там ни было, услышать реальное, неискаженное звучание сигнала без таких эффектов, как натуральное (через микрофон, улавливающий все отражения волн в помещении), так и искусственное (созданное с помощью специальных электронных эффектов), можно крайне редко. Ревербератор и задержка (эхо), являющиеся двумя наиболее часто используемыми эмулирующими эффектами, в чем-то подобны, поскольку они эмулируют отраженные и повторенные звуковые волны. Однако музыканты все же считают их разными эффектами.

Эффект эхо

Эффекты задержки (delay) были сконструированы еще на заре рок-н-ролла. Первые устройства были созданы инженерами звукозаписи на основе лентопротяжных механизмов. Однако эффект так понравился музыкантам, что скоро он стал портативным и превратился из студийного оборудования в рабочий инструмент гитаристов. Сегодня практически все эффекты задержки используют цифровую технологию, хотя многие могут эмулировать звучание ленточных задержек (в этих устройствах использовалась закольцованная магнитная лента с одной пишущей головкой и множеством считывающих). На рис. 1 показано одно из популярных устройств цифровой задержки.

Рис. Эффект эхо от фирмы Boss

 

Некоторые модели эффектов цифровой задержки имеют три параметра, а некоторые - четыре. Ниже перечислены все четыре возможных параметра. Время задержки (delay time). Время, которое проходит между началом звучания исходного и задержанного сигналов. Время задержки обычно выражается в миллисекундах или (в тех случаях, когда устройство может синхронизироваться с внешними, устройствами, задающими темп) в музыкальных длительностях, таких как восьмые, четвертные и т.д.

Количество повторов (feedback). Определяет количество повторений задержанного сигнала. При минимальном значении параметра выполняется один повтор. На некоторых устройствах максимальное значение этого параметра соответствует бесконечным повторам. Баланс (mix). Определяет степень наложения исходного и задержанного сигнала.

Темп (tempo). Этот параметр имеется только у устройств, поддерживающих синхронизацию с внешними устройствами. Устанавливает базовый темп звучания. Многие устройства задержки позволяют "отбивать" темп, постукивая ногой по напольному переключателю во время исполнения. Эффекты цифровой задержки относятся к числу эффектов, которые входят в "джентльменский набор" любого гитариста, поскольку они могут создавать множество различных типов эхо и подходят практически ко всем музыкальным стилям.

Слепбек (slapback) - это классическая разновидность эффекта задержки времен раннего рок-н-ролла и рокабилли. Хотя звучание этого эффекта напоминает вполне заслуженное наказание не в меру рьяного лидер-гитариста, его название вполне себя оправдывает: создается впечатление, что звук отражается от расположенной поблизости поверхности. Гитарист Элвиса Скотти Мур использовал этот эффект в записях таких композиций, как My Baby Left Me и Hound Dog. Работа первых эффектов слэпбэк основывалась на использовании лентопротяжного механизма. Современные эффекты цифровой задержки позволяют получить практически такое же звучание, установив время задержки на 100-132 мс и низкое значение количества повторов.

Эффекты эхо (echo) используют большое время задержки, а также часто достаточно большое количество повторов. Время задержки в эффектах эхо может колебаться в диапазоне от 150 мс до 1 с или больше, хотя чаще всего применяют значения из диапазона 300-600 мс. Самым известным приверженцем эффекта эхо считается Эдж - гитарист группы U2. Эффекты эха могут быть как монофоническими, так и стереофоническими. В последнем случае на каждом канале нужно устанавливать собственное значение времени задержки, что дает еще один метод получения интересных ритмических эффектов.

Ревербератор

Ревербератор (reverberator) - это король всех гитарных, вокальных и прочих эффектов. Ревербератор и трель были самыми первыми эффектами, реализованными в гитарных усилителях. Но более важно то, что именно ревербератор играет ключевую роль в получении классического гитарного звучания практически любого стиля рок-музыки.

Рис. 2 Педаль эффекта реверберации Boss RV 5

 

Многие путают ревербератор с эффектом эха, но это совершенно разные эффекты, причем ревербератор эмулирует гораздо более сложную акустическую картину, близкую по своим параметрам к естественной акустической среде. К основным параметрам ревербератора относятся следующие параметры.

Время реверберации (reverb time). Время угасания реверберации. Чем больше время реверберации, тем дольше продолжает звучать сигнал. Баланс (mix). Определяет степень наложения исходного сигнала и сигнала, прошедшего через эффект реверберации. Использовать эффект реверберации можно для двух целей: для придания гитаре неземного звучания (пружинный ревербератор) и для создания эффекта звучания гитары в естественной звуковой среде (цифровой ревербератор). При "живом" исполнении эффект реверберации следует применять не столь интенсивно, как при записи в студии.

Пружинный ревербератор

Первые гитарные ревербераторы, например те, которые использовались в усилителях Fender, состояли из небольшого металлического корпуса, внутри которого находились пружины. Когда звуковой сигнал проходил через корпус ревербератора, пружины начинали колебаться. Несмотря на столь архаичную для нашего электронного века конструкцию, пружинные ревербераторы по-прежнему часто используются в гитарных усилителях. Их теплое и полное звучание - прекрасное дополнение к звучанию гитары в стиле "ретро". Трудно привести пример современной рок-композиции, при записи которой не использовался бы ревербератор. Классический пружинный ревербератор является одним из ключевых элементов стиля серф, а также стилей, сформировавшихся под влиянием "Британского нашествия". Встроенный ревербератор усилителя столь важный элемент в формировании гитарного тона, что многие продюсеры при записи накладывают этот эффект на обычные звуки, получаемые в помещении или зале.

Цифровые ревербераторы

Цифровые ревербераторы создаются таким образом, чтобы в максимальной степени эмулировать естественное звучание в различных звуковых средах. Ключевую роль в цифровых ревербераторах играют не пружины, а алгоритмы, с помощью которых процессор может эмулировать звучание гитары в помещении, зале, на сцене и даже под сводами собора. Естественно имеются и алгоритмы, которые эмулируют звучание, получаемое с помощью "предков" цифровой реверберации: стальных пластин, камер и, естественно, пружинных ревербераторов. Если вы хотите добиться максимально естественного звучания, используйте малые или средние значения времени реверберации. Установите также предзадержку чтобы реверберация не начиналась немедленно после начала звучания гитары. Это позволит аудитории сначала услышать ноты, которые вы играете, и только затем окунуться в волны реверберации.

Копирование материалов сайта разрешается только при условии размещения прямой обратной ссылки