Конструктивное исполнение эффектов

Конструктивно гитарные эффекты могут выполняться по одной из четырех следующих схем.

- Независимые, однофункциональные педали или педали эффектов;

- Гитарные процессоры;

- Стоечные (рэковые) процессоры эффектов;

- Эффекты, встроенные в усилитель или предусилитель.

Педали эффектов

Наиболее распространенным конструктивным типом эффектов являются отдельные педали эффектов, или напольные переключатели (stompbox). Для включения и выключения эффекта такого типа нужно в буквальном смысле наступить на него ногой. Самым большим достоинством таких эффектов, помимо их простоты и удобства использования, является модульность. Хотя в корпусе типичного напольного переключателя монтируется электроника для создания какого-нибудь одного эффекта (реже - двух эффектов), однако модульный принцип позволяет комбинировать различные эффекты в какой угодно последовательности, независимо от того, каким производителем они были созданы.

Практически все напольные переключатели запитываются от 9-вольтовых батареек или от блока питания, преобразующего переменный ток бытовой электросети в постоянный. (Некоторые "знатоки" утверждают, что эффект, запитываемый от батареек, "звучит" лучше. Так это или нет, сказать трудно, а вот то, что при интенсивном использовании эффектов применение блоков питания позволит сэкономить деньги, так это точно.) Наилучшего эффекта от использования большинства напольных переключателей можно достичь, когда они находятся в сигнальной цепи между гитарой и усилителем (о сигнальной цепи мы поговорим подробнее далее).

Гитарные процессоры

или напольные многофункциональные модули эффектов

Напольные многофункциональные модули эффектов позволяют объединить в виде одной интегрированной сборки несколько часто используемых эффектов. Имея такой модуль, вы получаете необходимое количество расположенных рядом один с другим напольных переключателей и педалей, что позволяет как включать эффекты модуля по отдельности, так и выбирать определенные, заранее настроенные комбинации. В любом модуле имеются такие базовые эффекты, как дисторшн, компрессия, хорус, реверберация и задержка. В некоторых модулях присутствуют также усложненные средства, например, позволяющие моделировать усилитель или подключать автоаккомпанемент. Самым большим преимуществом напольных многофункциональных модулей является удобство - поскольку вес эффекты входят в одну сборку, вам не нужно тратить много времени на их разворачивание на сцене, а также на подключение и отключение кабелей. Кроме того, существенно и то, что все эффекты запитываются от одного источника напряжения. Наконец, немаловажным достоинством является и то, что вы можете создать предустановленные комбинации эффектов (preset), переключаясь на них по мере необходимости. Работать с такими предустановленными комбинациями гораздо удобнее, чем с десятком традиционных напольных переключателей.

Стоечные процессоры эффектов

Когда речь заходит о некоем стоечном (рэковом) устройстве, это означает, что оно предназначено для монтирования в специальной стойке. Рэковая конструкция позволяет смонтировать в стойке несколько различных устройств эффектов и управлять ими с помощью подключенных педалей. Электроника рэковых устройств находится в стойке, которая, как правило, размещается в глубине сцены или вообще за кулисами. Рядом с гитаристом же размещается лишь примитивное электромеханическое устройство, напоминающее небольшую педаль или ряд таких педалей. (В напольных многофункциональных модулях эффектов и электроника, и педали монтируются в одном напольном корпусе, который находится на полу возле ног исполнителя.) Как правило, рэковые версии эффектов обладают большим диапазоном возможностей и обеспечивают более высокое качество звучания, чем аналогичные по названию устройства в модульном или индивидуальном исполнении.

Встроенные эффекты

В свое время количество встроенных эффектов усилителя ограничивалось лишь ревербератором и трелью. Однако сегодня уже нередко можно встретить усилители со встроенными процессорами эффектов. Особенно сильно эта тенденция стала проявляться по мере конвергенции цифровой и традиционной усилительной техники и включении в контуры усилителя цифровых контуров. В некоторых моделях современных усилителей имеется полный набор эффектов, включая дисторшн, компрессию, модуляцию, задержку, реверберацию и др. Другие же разработчики берут на себя лишь модуляцию и эмуляцию акустических сред, оставляя дисторшн и компрессию исполнителю. Как всегда, за удобство приходится расплачиваться гибкостью - встроенные эффекты могуть звучать прекрасно, но при этом намертво привязывают вас к вашему усилителю. Кроме того, если вам не нужны эффекты, но нравится усилитель, зачем же вам за них платить?

Не имеет значения, что подразумевает разработчик вашего процессора эффектов под дисторшн главное, чтобы этот процессор умел генерировать хотя бы один из указанных выше базовых эффектов рок-музыки. Итак, хотя терминологическую путаницу встретить можно сплошь и рядом, технически подкованные гитаристы все же хорошо разбираются в тонкостях различных гейновых эффектов, когда уровень сигнала превышает возможность электроники по его воспроизведению. Нужно также заметить, что термин "дисторшн" необходимо использовать только для обозначения соответствующего гитарного эффекта, чего нельзя сказать о тех случаях, когда его применяют для описания разницы между фуззом и овердрайвом. Иными словами, нужно говорить не "у овердрайва дисторшн меньше, чем у фузза", а "у овердрайва уровень искажения меньше, чем у фузза". Поэтому всегда, когда вы сталкиваетесь с употреблением термина "дисторшн", старайтесь разобраться, о чем идет речь: об использовании эффекта дисторшн или же о намеренном искажении тем или иным способом уровня сигнала.

Электронное искажение сигнала, причем не случайное, а вносимое преднамеренно, является одним из отличительных признаков рок-музыки. Можете ли вы представить звучание классических риффов, например, Smoke on The Water группы Deep Purple, без таких искажений? Ноты будут теми же самыми, но композиция потеряет всю ее энергию и привлекательность.

Все гейновые эффекты тем или иным способом изменяют степень усиления (gain) гитарного сигнала. Причем изменяют ее настолько, что электронные цепи не могуг корректно его обработать. В результате этой "перегрузки" электроника начинает выдавать искаженный сигнал. Поскольку гитаристы часто используют термины овердрайв, дисторшн и фузз в качестве синонимов, вы можете столкнуться с устройствами эффектов, обозначенными производителем как овердрайв, которые будут звучать как фузз или наоборот. Поэтому всегда внимательно послушайте, что получается с сигналом после его прохождения через эффект, прежде чем покупать то или иное устройство. Устройства, искажающие сигнал, обычно оборудованы тремя органами управления. Drive или gain. Управляет степенью усиления сигнала и, тем самым, степенью его искажения. Тоnе (иногда называется EQ или filter). Управляет низкими и высокими частотами. Output или level. Определяет уровень сигнала на выходе устройства.

Копирование материалов сайта разрешается только при условии размещения прямой обратной ссылки